«Реликвии моей семьи»
В нашей семье хранятся личные вещи наших предков, некоторым из них уже, думаю, более двух веков. Это наши семейные реликвии. В процессе своей профессиональной деятельности при организации этнокультурных мероприятий я знакомлю студентов с особенностями традиций и обычаев нашего региона, элементов быта, народного костюма.
Народный костюм нам достался от моей бабушки по маминой линии Крыгиной Марии Ивановны, 1920 г.р., уроженки села Тростенец Новооскольского района Белгородской области. Она шила некоторые элементы этого народного костюма. Некоторые части достались ей от ее предков. В молодости она очень любила петь и танцевать, голос у нее был звонкий.
Моя бабушка, Крыгина Мария Ивановна, в мирное время работала в колхозе «Парижская коммуна».
В годы Великой Отечественной войны мирная одежда сменилась на рабочую, народный костюм убрали в сундук.
«Белые платки»
В октябре 1941 года немцы взяли Белгород. Летом 1942 года Тростенец находился в тылу 21-й армии Юго-Западного фронта.
В конце июня 21-я армия вела ожесточенные оборонительные бои на всем пространстве от Корочи до Волоконовки, постепенно отступая под давлением противника. С немецкой стороны на этом фронте наступала 6-я армия Паулюса [Субботин П.Ю. Тростенец / П.Ю. Субботин. – Белгород: КОНСТАНТА, 2017. - С. 26].
Когда немецко-фашистские захватчики оккупировали территорию нашей области, бабушка, как и многие ее сверстники и односельчане, копали окопы. Одну историю, связанную с участием нашей бабушки в Великой отечественной войне, которая тоже считается нашей семейной реликвией, мы называем «Белые платки».
Дело было в 1942 году. Молодые девушки и женщины, в том числе моя бабушка, Крыгина Мария Ивановна, участвовали в расчистке дорог. Девушки смеялись, шутили, несмотря на военное время, продолжали жить и трудиться. По дороге от Киселевки к Подвислому копали окопы, даже сейчас можно увидеть вал по-над дорогой в этой местности.
С Нового Оскола в сторону Великомихайловки ехали на подводах солдаты, кто-то из них шел пешком. А девушки и женщины, которые копали окопы, присели отдохнуть. И тут в небе над ними появился вражеский самолет, прилетевший на разведку. Он с ревом кружил над территорией, начался обстрел солдатских подводов. Командир крикнул: «Быстро в окопы!» Девушки и женщины бросились к окопам. Пулемет строчил. Командир прокричал вновь: «Дуры, платки снимайте!». Белые платки баб оказались хорошей наводкой для фашистов. Бабушка вспоминала, что в этот миг смешались люди с землей, стояли клубы дыма, пыли, копоти.
Через несколько минут все стихло. Самолет улетел. После этого наши солдаты развернули подводы, стали отступать. Кто-то был ранен, кто-то погиб при обстреле. Женщины помогали перевязывать раненых, для чего они достали свои белые платки.
Ко второму июля фронт проходил уже через Большую Халань и Великомихайловку и к середине дня был прорван в нескольких местах. Советские части стали отходить за реку Оскол. Немцы появились на окраине села Тростенец только 2 июля 1942 г. Во время наступления в самом Тростенце боев не было, но село оказалось в полосе боёв. Ударные немецкие части миновали Тростенец, выполняя оперативные задачи, само село было занято пехотинцами. [Субботин П.Ю. Тростенец / П.Ю. Субботин. – Белгород: КОНСТАНТА, 2017. - С. 26].
Немецкие разведчики шли цепью со стороны Васильева Дола, Кузькино и Заповедного леса (по словам старожил), за ними ехали мотоциклисты и кухня. Войдя в село, немцы свернули на Прогон и двинулись на север и северо-восток села, в сторону Холок.
Тем временем тростенчане наблюдали, как за самой рекой у деревни Киселевка несколько советских артиллеристов прикрывали отход наших войск, ведя артиллерийский огонь по немцам, наступающим со стороны Подвислое [Субботин П.Ю. Тростенец / П.Ю. Субботин. – Белгород: КОНСТАНТА, 2017. - С. 27].
В это время здесь орудовали знаменитые «Катюши», которые были направлены на Подвислое. Залпы были слышны в окрестных селах. Все село Подвислое сгорело, сгорели и немцы, которые там обосновались.
Бабушка рассказывала, что их спасала вера в Бога, молитвы. Немцы в их селе не зверствовали. Лишь помнит она, как в день прихода немцев в село, (их улица бала первой, с неё и образовалось в 17 веке селение «Тростенец»), они заходили в хаты. Мама моей бабушки Варвара Кузьминична испекла хлеб, достала его из русской печи и положила под рушники на лавку остывать. Ворвались немцы, забрали весь хлеб, покидав его в холщевые сумки, ничего не говоря, они выбежали из хаты, видно, спешили.
«Война войной, а молодость молодостью»
Во время оккупации Тростенец оказался в тылу 2-й венгерской Армии. При венграх (мадьярах) из местных жителей избрали старосту, назначили волостного старшину и писарей, кто-то пошел на службу в полицаи. В селе разместились венгерские солдаты. Был объявлен комендантский час. По утрам из Великомихайловки приезжал комендант с переводчицей и давал наряд на работу: вспашку и уборку поля, лесозаготовку и т.д.
Бабушка рассказывала, что молодые организовывали себе досуг, собираясь по очереди у кого-то в доме. Так однажды они устроили веселье. Так как мужчины были на фронте, в веселье участвовали только девушки. Кто-то переоделся в мужскую одежду. Девушки пели, плясали. Кто-то посмотрел в окно и крикнул: «Полицаи идут!». Они проходили с обходом. Девушки испугались того, что без разбора могут перестрелять их, приняв за настоящих мужчин, и бросились под кровать. Когда вошли мадьяры, они стали стегать всех нагайками, кто попался под руку, а тем, кто спрятался, приказали выбираться. В живых остались все, но нагайкой им перепало, а в том числе и моей бабушке.
«Больное ухо как спасение»
Ранним утром 26 октября 1942 года по селу пошли полицаи. Они заходили в дома, где проживали молодые парни и девушки, приказывали им одеваться и отводили к сельской управе. Около управы староста им пояснял, что они отправляются в Германию на работы. Отказаться никто не мог. [Субботин П.Ю. Тростенец / П.Ю. Субботин. – Белгород: КОНСТАНТА, 2017. - С. 29].
Бабушка вспоминала, что у венгров были списки, всех молодых людей осматривал доктор и в своём журнале отмечал «+» -годен.
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. У бабушки в это время воспалилось ухо, которое потекло во время осмотра, и на белом платке, который она надевала под теплый платок, остались следы. Медик, который осматривал, ей приказал отойти в сторону и против ее фамилии поставил «X», что означало – не годна. Больное ухо спасло бабушку от принудительных работ в Германии.
28 января 1943 года после почти семимесячной оккупации в результате Острогожско-Россошанской наступательной операции войска Воронежского фронта освободили Новый Оскол от немецко-фашистских захватчиков. И стали последовательно освобождать села района.
Оккупация продлилась недолго. После Сталинградской битвы враг покатился назад. В конце 1943 года венгерские и немецкие части с боями отступали через Тростенец на запад. Их преследовал 710-й стрелковый полк 219-й стрелковой дивизии [Субботин П.Ю. Тростенец / П.Ю. Субботин. – Белгород: КОНСТАНТА, 2017. - С. 31].
«Труженица тыла»
В первой половине 1943 года шла подготовка к Курской битве. 27 тростенецких девушек приняли участие в строительстве стратегически важной железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава, среди которых была моя бабушка – Крыгина Мария Ивановна.
Уже 15-го июня трудовые колонны вышли на строительство дороги. Всего 25 000 человек. Дорога была построена всего за 32 дня. Строителями были выполнены земляные работы в объёме 800 тысяч кубометров, уложено 164 км главных и станционных путей, построено 48 искусственных сооружений общей протяженностью 750 м, 2 пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов.
15 июля основные работы были завершены, а уже 19 июля на дороге было открыто регулярное движение.
Ввод дороги позволил сократить доставку грузов на линию фронта до 24 - 48 часов, что значительно улучшило снабжение Воронежского и Центрального фронтов во время Курской битвы и в итоге способствовало ее победоносному завершению.
За трудовой подвиг Крыгина Мария Ивановна была награждена медалью. В послевоенное время то ли дети, то ли уже внуки забрались в сундук и куда-то задевали ту самую первую медаль за трудовой подвиг. У бабушки сохранились документы на медаль за "Доблестный труд в великой отечественной войне 1941-1945 гг». К 60-летию Курской битвы бабушка получила медаль «Участнику строительства железной дороги «Старый Оскол - Ржава». Теперь я знаю, что все документы о наградах бабушки и ее трудовом подвиге можно найти в Областном архиве, и это не составляет больших материальных и временных затратах.
Я горжусь своей бабушкой и задаюсь вопросом, как можно перенести все это, сколько сил и терпения нужно было иметь, которые позволяли идти к цели во имя Родины, во имя Победы. Бабушка - молодая (ей тогда в 43 году было всего 23 года), нехрупкая женщина славянской внешности, невысокого роста. Может быть, вся причина в корнях. Наш публицист и историк Павел Юрьевич Субботин, описывая историю села Тростенец, отмечает: «По приданию, в 1640 году деревню Тростенец обосновали братья Жандары, первыми в тот год сюда пришли боярские дети, Алехины, Медведевы, Селивановы, Крыгины, Сбитневы и др. Село появилось на карте в эпоху Белгородской засечной черты» [Субботин П.Ю. Тростенец / П.Ю. Субботин. – Белгород: КОНСТАНТА, 2017. - С. 4].
Когда я спросила у Субботина П.Ю., кто такие «боярские дети», он ответил, что это служивые люди, воинствующие, воюющие». Вояевы – такое прозвище «по двору» в селе носила семья моей бабушки.
«Немецкие пули»
Мой отец, Ильенко Михаил Григорьевич, родился в Украине, в селе Рыжки Черниговской области, в 1943 году. В настоящее время он относится к категории «Дети войны». Мой дед Ильенко Григорий Гаврилович (1911-1989) вместе со своим односельчанином воевал на ПТР, противотанковом ружье. В 1942 году был ранен в руку. Был дома, а потом, когда поправил своё здоровье, вновь вернулся в ряды Красной армии и возвратился с войны.
Отец не был участником войны, но в раннем детстве перенёс тяготы войны и послевоенной разрухи. Когда село было оккупировано немцами, отец не помнит, а рассказ о жестокости оккупантов он слышал от деда Матвея Карповича по прозвищу «Куринец».
Дед Матвей участвовал в Первой мировой войне 1914-1918 года. В начале войны он попал в плен к немцам и его увезли в Германию, где он работал у хозяев на мельнице. Там он выучил немецкий язык. Во время оккупации дед Матвей был дома в родном селе, потому что в первую войну он был ранен и стал инвалидом. Дед рассказал такую историю.
«Пастух – мальчик Митя, пощёлкивая кнутом, гнал по улице стадо. По пути к нему присоединился старший пастух стада дед Игнат. Пастбище находилось за селом. Отошедши от села километра два, они услышали рокот мотоцикла, приближающегося к ним, и услышали автоматную очередь из леса. Рокот мотоцикла затих. Пастухи подошли ближе и увидели перевёрнутый мотоцикл и двух убитых немцев, один из них был в офицерской форме. Дед Игнат послал Митю сообщить полицаю, жившему на краю села, о случившемся. Митя прибежал в село и рассказал полицаю Фёдору Степанюку о том, что за селом два убитых немца.
Полицай сообщил в комендатуру села о случившемся. Немецкая машина с вооружёнными солдатами выехала на место, где находились убитые немцы. Их повезли в госпиталь районного центра.
Видимо, немцы обсудили, как им поступить дальше… Полицаи начали сгонять людей на одну из улиц села.
С маленькими детьми, с криками, с плачем, жители выходили на улицу. С шумом промчались немецкие мотоциклисты с пулемётами, стоящими на боковых прицепах мотоцикла. Через некоторое время проехали четыре танка, наводя страх и ужас на собравшихся людей. Всем людям приказали лечь на землю вдоль центральной улицы. Мой отец, которому не было и года, с мамой Прасковьей Тихоновной и своей старшей сестрой Марией, которой было тогда 8 лет, были участниками этих событий. Танки расположились по два с обеих сторон центральной улицы.
А вдоль всей улицы с одной стороны стояли автоматчики, готовые открыть огонь по приказу. Мотоциклисты с пулемётами стояли в переулках. Дед Матвей Карпович вызвался быть переводчиком. Он спросил у немецкого офицера: «Что будет с людьми, лежащими в пыли?» Офицер объяснил деду, что если пули, извлеченные из тел убитых немецких солдат, окажутся русскими, то всех лежащих на дороге раздавят танками».
К счастью пули оказались немецкими, шальными. Всех жителей украинского села отпустили домой».
Эти семейные истории убеждают еще раз в тесной связи братских народов в годы Великой Отечественной войны, в том, что эта Победа общая, «одна на всех…», и только благодаря мужеству, стойкости, силе и вере наших предков, удалось победить врага.
Проект «Бессмертный полк Белгородского национального исследовательского университета» помог освежить в памяти историю семьи, окунуться в страницы истории нашего края.
Из семейного архива Ильенко Натальи Михайловны, доцента кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института НИУ «БелГУ», кандидата педагогических наук
<< Назад к списку | | Просмотров: 129 |